Хо-шу-де В.А.

Институт биологии и психологии человека, г. Санкт-Петербург

 

Динамика мотивации спортсменов-каратэков.

 

Мотивация у занимающихся каратэ-до и другими восточными единоборствами имеет определённую специфику и отличается от мотивации в других видах спорта. Это связано с методиками преподавания восточных единоборств, в основе которых лежат не только культурные традиции востока, но и глубокие религиозно-филосовские корни. В преподавании каратэ-до на первое место выходит воспитание личности в целом, а не развитие личностных особенностей, способствующих достижению высоких результатов на соревнованиях, например, таких как агрессивность. Наблюдаемый в настоящее время процесс становления каратэ-до как вида спорта, а не боевого искусства, ведёт за собой изменение методики преподавания, и естественно, мотивации занимающихся. Это приводит к потере духовного и нравственного потенциала боевых искусств.

 

Цель нашего исследования состояла в изучении влияния каратэ-до на направленность личности, её ценностно-нормативную систему. В данном педагогическом контексте методика преподавания каратэ-до становится источником формирования высоконравственной и духовной личности, что сегодня является значимым для развития духовных ценностей у подрастающего поколения в целом. Динамика мотивации и ценностных ориентаций занимающихся каратэ-до явилась предметом исследования.

 

Исследование проводилось методом опроса и наблюдения. Для проведения опроса был разработан опросник-анкета «Направленность личности в каратэ-до», включающий в себя вопросы , связанные с мотивами занятий, вопросы, связанные с влиянием каратэ-до на другие сферы жизнедеятельности (взаимоотношения с людьми, интересы и т.д.), а также вопросы  опросника Рокича на выявление ценностных ориентаций личности. В исследовании приняли участие 42 человека, занимающиеся каратэ-до в Детской Региональной Общественной Организации «Школа традиционного каратэ-до Шото-кан». Возраст испытуемых находился в пределах от 12 до 35 лет, стаж занятий – от нескольких недель до более десятка лет. Все испытуемые были разделены на три подвыборки по стажу занятий: новички со стажем занятий от 0 до 2 лет, ученики со стажем занятий от 3 до 5 лет и ученики со стажем занятий свыше 5 лет.

 

В первой подвыборке  центральными, имеющими наибольшее количество как положительных, так и отрицательных связей оказались такие мотивы, как мотив поддержания спортивной формы и направленность на спортивный результат . Последний при этом положительно коррелирует с направленностью на процесс совершенствования техники и отрицательно – с направленностью на духовное совершенствование (корреляции на уровне значимости p<0.001). подобное сочетание может говорить о заинтересованности новичков в спортивном результате при увеличении направленности на процесс совершенствования техники, что может быть связанно со стремлением новичков подтвердить на соревнованиях полученные, на тренировках навыки. Но при этом направленность на духовное совершенствование снижается. Мотив поддержания спортивной формы также является системообразующим фактором для данной группы, что подтверждает данные о доминировании этого мотива на начальных этапах тренировочной деятельности (Тропников В.И., 1989г.). Мотив поддержания спортивной формы положительно (p<0.001) коррелирует с ориентацией на группу. Поддержание спортивной формы группой в целом является критерием для поддержания спортивной формы каждого из членов группы. Познавательный интерес оказывается положительно связанным с познавательными ценностями по Рокичу.

 

В мотивационной структуре второй подвыборки спортсменов наблюдаются значительные изменения. Направленность на спортивный результат  также является центральным мотивом, но этот мотив положительно коррелирует с такой ценностью как непримиримость к недостаткам (p<0,05), и отрицательно коррелирует с влиянием каратэ-до на взаимоотношения с руководителями, друзьями, и  родителями (p<0,001). Ухудшения в этих взаимоотношениях будут увеличивать стремление выигрывать на спортивных состязаниях. Это можно объяснить тем, что высокий мотив победы на соревнованиях  для данной подвыборки связан с процессом самоутверждения за счёт других людей1, что, естественно, вызывает увеличение числа конфликтов во взаимоотношениях с другими людьми (Стамбулова Н.Б., 1999), тогда как в первой подвыборке этот мотив связан с подтверждением на соревнованиях полученных на тренировках навыков. Мотив поддержания спортивной формы для второй подвыборки, в отличие от первой, не является системообразующим фактором, он отрицательно коррелирует с влиянием каратэ-до на ценностно-нормативные ориентации, с ценностью самоконтроля(p<0,05) и ценностью искренности(p<0,001).

 

В структуре третьей подвыборки, в которую вошли спортсмены, значительный опыт выступлений, отсутствует направленность на спортивный результат. Центральным, системообразующим фактором для них становится направленность на расширение знаний о востоке. Этот мотив имеет положительные корреляционные связи (P<0,05) с познавательным интересом, с влиянием каратэ-до на систему ценностей личности, с ценностями красоты природы и любви, также этот мотив положительно коррелирует с ценностью искренности (p<0,001). Направленность на духовное совершенствование положительно коррелирует с ценностью свободы и отношениями с руководством (p<0,05).

 

Таким образом, мотивация и ценностная ориентация занимающихся каратэ-до с увеличением стажа занятий становятся более структурированными, структура мотивации изменяется от направленности на результат к направленности на процесс. Направленность на спортивный результат с увеличением стажа занятий снижается. Мотивы занятий каратэ-до с ростом стажа спортсменов влияют на систему ценностей, снижая значимость ценностей самоутверждения и увеличивая  значимость этических ценностей, ценностей дела и ценностей принятия других. Значимость влияния занятий каратэ-до на взаимоотношения с окружающей социальной средой с увеличением стажа занятий возрастает.

 

 

Сайт управляется системой uCoz
Главная