Труфанов Д.О.

Красноярский Государственный Университет

Отделение социологии и общественных связей

 

Особенности ценностных ориентаций различных возрастных категорий молодежи в практике современных единоборств.

 

Период жизни, в рамках которого человек  принадлежит к такой общности, как  молодежь, является весьма продолжительным и определенным образом стратифицируется. Выделение различных возрастных категорий молодежи связано с различием качеств ряда основополагающих характеристик молодых людей различных возрастов. Среди таких характеристик можно назвать особенности социализации молодежи, ведущие потребности и способы деятельности, роль и место молодых людей в воспроизводстве общества, возрастные психологические особенности и т.д.  Такое положение вещей позволяет предполагать, что исследуемые нами особенности ценностных ориентаций молодежи в практике современных единоборств будут различны у разных возрастных групп молодежи.

С целью выявления особенностей эмоциональной направленности личности различных возрастных категорий молодежи, практикующей современные единоборства, нами была осуществлена классификация данной социальной общности. По основанию действительного социального статуса молодежь была разделена на три категории:

1.      учащаяся молодежь (от 14 до 17 лет). К данной категории относятся молодые люди, основной деятельность которой является посещение средней общеобразовательной школы. В исследовании приняло участие 256 респондентов, относящихся к данной возрастной категории.

2.      Студенческая молодежь (от 18 до 22 лет). Эту категорию составили молодые люди, основной деятельностью которых является обучение в высших и среднеспециальных учебных заведениях. Данная возрастная категория представлена в исследовании 174 респондентами.

3.      Работающая молодежь (от 23 до 30 лет). К работающей относится молодежь, основной деятельностью которой является работа на производстве и в других сферах, связанная с необходимостью обеспечения собственной жизни. В исследовании приняли участие 143 респондента, представляющие данную возрастную категорию.

Данные, полученные в результате исследования, свидетельствуют, что ориентации на эмоциональные ценности имеют неодинаковую выраженность у различных возрастных категорий молодежи. Также нами выявлены различия в структуре предпочитаемых эмоциональных ценностей у представителей различных возрастных категорий молодежи.

Приведенные ниже таблицы показывают выраженность ценностных предпочтений представителей различных возрастных категорий молодежи. Потребности, составляющие основу комплекса эмоциональных ценностей  «созидание», имеют различную выраженность у молодежи, занимающейся единоборствами (см. табл. 0, 0). В таблице 0 в процентном соотношении представлены предпочтения молодежи относительно ценностей комплекса «созидание».

 

Возраст

значение

потребность в помощи другим людям

 

 

потребность в смысле жизни

эстетическая потребность

потребность в содействии окружающим людям

потребность в общении

потребность в знаниях

потребность в любви

потребность в деятельности

 

14 – 17 л.

-3

5

2

2

0

0

1

0

0

-2

14

0

1

0

2

2

0

0

-1

14

1

2

1

0

2

1

0

0

32

3

11

2

2

9

3

2

1

14

8

21

8

7

17

6

2

2

17

32

29

24

22

35

34

24

3

4

54

34

65

67

34

56

71

 

18 – 22 л.

-3

5

0

0

0

0

0

0

0

-2

10

1

1

0

0

0

1

0

-1

18

1

0

0

0

1

0

1

0

26

4

6

4

2

8

3

2

1

21

3

10

5

5

18

4

3

2

17

33

28

24

22

32

28

28

3

3

58

55

67

71

42

64

66

 

23 – 30 л.

 

 

 

 

 

-3

2

0

1

0

0

0

0

0

-2

5

0

0

0

0

0

0

0

-1

11

1

0

0

1

1

0

0

0

17

4

2

0

1

3

1

1

1

31

9

17

8

4

10

8

5

2

30

24

36

28

30

34

34

32

3

4

62

44

64

65

52

57

63

 

Таблица 0. Комплекс «созидание». Процентное распределение ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

 

Возраст

 

Созидание

потребность в помощи другим людям

 

 

 

потребность в смысле жизни

эстетическая потребность

потребность в содействии окружающим людям

 потребность в общении

потребность в знаниях

потребность в любви

потребность в деятельности

14 – 17 л.

0,044

2,340

1,921

2,551

2,531

1,978

2,484

2,711

18 – 22 л.

0,149

2,500

2,436

2,646

2,673

2,226

2,577

2,612

23 – 30 л.

0,916

2,521

2,224

2,560

2,580

2,402

2,495

2,580

 

Таблица 0. Комплекс «созидание». Индексы шкал ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

Таблицы 0 и 0 показывают, что эмоциональные ценности, в основе которых лежат потребности в помощи другим людям, в смысле жизни и потребность в знаниях, тем более выражены, чем старше респондент. Альтруистическая потребность, проявляющаяся в чувстве радости, когда окружающим  людям удается сделать что-то лучше, чем Вам, менее всего выражена у представителей учащейся молодежи, однако у молодых людей в возрасте от 23 до 30 лет  значение индекса данной потребности стремится к единице. При этом, как показывает таблица 0, максимальную выраженность данная потребность имеет не более чем у 4% опрошенных. Потребности в смысле жизни и в знаниях имеет максимальную выраженность у представителей работающей молодежи.

Ценности, имеющие в основе эстетические потребности, потребность в содействии окружающим, в общении, в любви и в деятельности максимальную выраженность имеют у студенческой молодежи. При этом обращает на себя внимание высокий индекс значимости данных потребностей для всех категорий молодежи.

Максимальную выраженность у представителей учащейся молодежи имеет потребность в деятельности, проявляющаяся в своеобразном эмоциональном переживании, когда человек испытывает радостное возбуждение, подъем, если работа идет хорошо, когда видит, что добивается успешных результатов. Как видно их таблицы 0, 71% опрошенных из числа учащейся молодежи в максимальной степени ориентированы на данную эмоциональную ценность.

Иная ситуация выявлена относительно эмоциональных ценностей комплекса «властвование» (табл. 0,0).

 

Возраст

значение

потребность в превосходстве над окружающими

 

потребность в превосходстве над окружающими 2

потребность в престиже, славе

потребность в контроле над окружающими

потребность во власти

потребность в свободе, самостоятельности

эгоистическая потребность

потребность в доминировании

 

13 – 17 л.

-3

7

4

1

28

36

0

2

0

-2

12

6

2

28

22

1

5

1

-1

7

10

3

9

11

5

9

2

0

18

9

8

21

18

5

12

9

1

18

20

19

6

7

10

22

15

2

17

30

27

4

4

33

29

30

3

20

20

41

4

2

46

21

43

 

18 – 22 л.

-3

8

1

1

40

45

1

2

2

-2

10

2

0

26

25

0

2

2

-1

9

10

3

10

7

2

10

1

0

18

15

11

18

14

7

8

10

1

20

23

24

3

6

12

22

18

2

15

34

36

1

2

33

28

30

3

19

15

26

2

1

45

28

39

 

23 – 30 л.

 

 

 

 

 

-3

14

1

0

48

52

0

1

1

-2

11

4

5

26

24

1

3

2

-1

10

9

4

9

7

1

11

3

0

27

15

12

15

10

4

15

14

1

25

26

25

0

4

12

23

27

2

8

31

31

1

1

39

32

32

3

5

14

23

1

2

43

15

21

 

Таблица 0. Комплекс «властвование». Процентное распределение ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

 

Возраст

 

властвование

потребность в превосходстве над окружающими

потребность в превосходстве над окружающими 2

потребность в престиже, славе

потребность в контроле над окружающими

потребность во власти

потребность в свободе, самостоятельности

 эгоистическая потребность

потребность в доминировании

13 – 17 л.

 

0,741

1,178

2,000

-1,557

-1,732

2,179

1,307

2,198

18 – 22 л.

 

0,667

1,400

1,867

-2,085

-2,081

2,236

1,543

2,044

23 – 30 л.

 

-0,246

1,294

1,614

-2,353

-2,211

2,250

1,318

1,674

 

Таблица 0. Комплекс «властвование». Индексы шкал ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

Таблицы 0 и 0 свидетельствуют,  что эмоциональные ценности комплекса «властвование», также как ценности комплекса «созидание», имеют различную выраженность у представителей выделенных возрастных категорий молодежи. Так ориентации на ценности, в основе которых потребности во власти и в контроле над окружающими, при высоких отрицательных значениях индексов значимости, максимальную выраженность имеют у представителей работающей молодежи. Потребность в превосходстве над окружающими, связанная с возможностью осуществления власти над другими людьми, при положительном значении индексов значимости у представителей учащейся и студенческой молодежи,  имеет отрицательную выраженность у молодых людей, составляющих подвыборку представителей работающей молодежи. Так, таблица 0 свидетельствует, что если среди представителей учащейся и студенческой молодежи в максимальной степени данная потребность актуальна для 19 – 20% опрошенных, то среди представителей работающей молодежи лишь для 5% опрошенных. Таким образом, следует отметить тенденцию к снижению значимости указанных потребностей и соответствующих им ценностей у респондентов  от возраста учащейся к возрасту работающей молодежи.

Высокая потребность в свободе, самостоятельности, актуальная для всех рассматриваемых категорий молодежи, имеет максимальную положительную выраженность у работающей молодежи. Максимальное значение индекса значимости свидетельствует, что именно для этой категории молодежи в большей степени является ценностью приятное ощущение свободы, когда никто и ничто их не ограничивает, и можно делать что хочешь. Однако, как показывает таблица 0, если среди  представителей учащейся молодежи в максимальной степени ориентированы на данное переживание 46% опрошенных, среди представителей студенческой молодежи – 45%, то среди работающей молодежи – 43% опрошенных. Таким образом, представители работающей молодежи имеют более высокую направленность на переживание потребности в свободе, самостоятельности относительно других возрастных категорий молодежи, при снижении интенсивности переживания соответствующих ценностей.

Ряд эмоциональных ценностей комплекса «властвование», напротив, имеют обратную зависимость от возраста практиков единоборств. Так   потребности в престиже, славе, потребность в доминировании имеют максимальную выраженность у представителей учащейся молодежи. Таблица 0 показывает, что среди респондентов, составляющих подвыборку работающей молодежи, в максимальной степени на данное переживание ориентированы в два раза меньше опрошенных, чем  среди представителей учащейся молодежи. Таким образом, эмоциональные ценности, в основе которых лежат указанные потребности, более всего актуальны у представителей учащейся молодежи.

Наконец, потребность в превосходстве над окружающими, связанная с возможностью решения судьбы человека или какого-либо дела, а также эгоистическая потребность более всего актуальны для представителей студенческой молодежи.

В таблицах 0 и 0 представлены ряды распределения и индексы шкал эмоциональных ценностей комплекса «потребление».

 

Возраст

знач.

потребность в приобретении вещей

потребность в комфорте

 

13 – 17 л.

-3

0

0

-2

2

1

-1

2

3

0

15

3

1

24

15

2

30

33

3

27

45

 

18 – 22 л.

-3

1

1

-2

3

1

-1

3

2

0

21

7

1

25

13

2

25

33

3

22

43

 

23 – 30 л.

 

 

 

 

 

-3

1

0

-2

1

1

-1

4

2

0

27

6

1

30

23

2

23

32

3

14

36

 

Таблица 0. Комплекс «потребление». Процентное распределение ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

 

Возраст

 

потребление

потребность в приобретении вещей

 потребность в комфорте

13 – 17 л.

 

1,870

2,175

18 – 22 л.

 

1,633

2,161

23 – 30 л.

 

1,493

2,032

 

Таблица 0. Комплекс «потребление». Индексы шкал ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

Таблицы показывают, что при достаточно высоком уровне актуальности эмоциональных ценностей, составляющих комплекс «потребление», с возрастом единоборцев они имеют тенденцию к снижению значимости. Таким образом, потребности в комфорте и в приобретении вещей максимальную значимость имеют для представителей учащейся молодежи.

Далее представлены эмоциональные ценности комплекса «конформизм» (табл. 0 и 0).

 

Возраст

значение

потребность в отрицательных эмоциях

 

потребность в стабильности, определенности

потребность в покровителе

конформистская потребность

потребность в стабильности, определенности 2

 

13 – 17 л.

-3

69

8

20

28

7

-2

15

15

19

18

12

-1

5

18

17

16

10

0

5

12

11

21

18

1

3

15

16

6

18

2

2

22

12

6

20

3

1

10

5

5

15

 

18 – 22 л.

-3

65

10

16

13

5

-2

17

20

19

18

13

-1

7

23

22

17

14

0

8

18

18

26

24

1

2

18

17

15

20

2

0

9

6

7

12

3

1

2

2

4

12

 

23 – 30 л.

 

 

 

 

 

-3

67

7

12

11

5

-2

15

20

20

18

9

-1

4

23

17

15

14

0

9

20

23

28

24

1

1

21

19

18

22

2

1

8

8

8

20

3

3

1

1

2

6

 

Таблица 0. Комплекс «конформизм». Процентное распределение ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

 

Возраст

 

конформизм

потребность в отрицательных эмоциях

 

 

потребность в стабильности, определенности

потребность в покровителе

конформистская потребность

 потребность в стабильности, определенности 2

13 – 17 л.

 

-2,442

0,193

-0,674

-1,304

0,585

18 – 22 л.

 

-2,511

-0,622

-0,890

-0,689

0,329

23 – 30 л.

 

-2,450

-0,550

-0,714

-0,611

0,434

 

Таблица 0. Комплекс «конформизм». Индексы шкал ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

Как свидетельствуют приведенные таблицы, различные потребности комплекса конформизм имеют неодинаковое значение для различных возрастных категорий молодежи. Потребность в отрицательных эмоциях, а также потребность в покровителе, при отрицательном значении индексов для всех представленных возрастов, несколько большую отрицательную выраженность имеют у представителей студенческой молодежи. Конформистская потребность, проявляющаяся в чувстве удовлетворения, когда находишься в тени, ничем не выделяясь из окружающих людей, имеет тенденцию к снижению отрицательного индекса значимости от возраста учащейся к возрасту работающей молодежи.

Потребность в стабильности, связанная с чувство удовлетворения, когда все идет, своим чередом и нет необходимости узнавать что-то новое, наиболее актуальной является для представителей учащейся молодежи. Индекс шкалы, соответствующей данной ценности, имеет положительное, хотя весьма низкое, значение. Также, как видно из таблицы 0, в максимальной  степени данная ценность актуальна для 10% опрошенных среди учащейся молодежи и для 2% и 1% студенческой и работающей молодежи соответственно. Для представителей студенческой и работающей молодежи индекс данного переживания имеет отрицательную значимость, при этом в большей степени отрицательную выраженность указанная потребность имеет у представителей студенческой молодежи.  Потребность в стабильности, проявляющаяся в приятном чувстве, когда ничего Вас не волнует, когда не испытываете пристрастия к чему-либо или кому-либо, при общей положительной направленности значений, максимальную выраженность имеет у представителей учащейся молодежи.

В таблицах 0 и 0 представлены ценности, составляющие комплекс «игра»

Возраст

знач.

потребность в романтике

потребность в опасности, риске

 

13 – 17 л.

-3

1

0

-2

3

1

-1

7

3

0

20

7

1

19

20

2

33

43

3

17

26

 

18 – 22 л.

-3

0

0

-2

0

2

-1

4

3

0

14

8

1

21

24

2

43

31

3

18

32

 

23 – 30 л.

 

 

 

 

 

-3

0

1

-2

0

5

-1

6

7

0

12

9

1

18

20

2

42

36

3

22

22

 

Таблица 0. Комплекс «игра». Процентное распределение ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

 

Возраст

 

игра

потребность в романтике

потребность в опасности, риске

13 – 17 л.

 

1,500

1,925

18 – 22 л.

 

1,825

1,902

23 – 30 л.

 

1,841

1,516

 

Таблица 0. Комплекс «игра». Индексы шкал ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

Как свидетельствуют приведенные таблицы, потребность в романтике имеет тенденцию к  повышению значимости с увеличением возраста респондентов и в максимальной степени проявляется у представителей работающей молодежи. Ценность, в основе которой потребность в опасности, риске, напротив, более всего выражена у представителей учащейся молодежи и имеет тенденцию к снижению значимости с увеличением возраста респондентов.

Неодинаковую значимость для представителей различных возрастных категорий молодежи также имеют эмоциональные ценности, в основе которых потребность в безопасности и в растрате (табл. 0 и 0).

 

Возраст

знач.

потребность в безопасности

потребность в безопасности 2

потребность в расточительстве, щедрости

 

13 – 17 л.

-3

0

1

5

-2

2

1

11

-1

6

2

11

0

15

9

13

1

18

13

22

2

40

34

23

3

19

40

15

 

18 – 22 л.

-3

1

1

1

-2

1

1

3

-1

5

2

7

0

18

11

12

1

23

17

23

2

34

31

32

3

18

37

22

 

23 – 30 л.

 

 

 

 

 

-3

0

0

1

-2

1

1

3

-1

4

1

5

0

16

12

13

1

22

18

17

2

39

39

36

3

18

29

25

 

Таблица 0. Ценности, не вошедшие в комплексы. Процентное распределение ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

Возраст

потребность в безопасности

потребность в безопасности 2

потребность в расточительстве, щедрости

13 – 17 л.

 

1,706

2,132

0,747

18 – 22 л.

 

1,646

2,056

1,557

23 – 30 л.

 

1,762

2,045

1,724

 

Таблица 0.   Ценности, не вошедшие в комплексы.  Индексы шкал ценностных предпочтений различных категорий молодежи.

 

Так, потребность в безопасности, проявляющаяся в чувстве уверенности, спокойствия в ситуации привычной, понятной, когда заранее известна окружающая обстановка, при достаточно высоких значениях индексов для всех возрастов, несколько более высокую значимость имеет у представителей работающей молодежи. Другой аспект данной потребности, связанный с наличием непосредственной угрозы для респондента, в максимальной степени выражен у представителей учащейся молодежи и имеет тенденцию к снижению значимости с увеличением возраста опрошенных.

Приведенные данные позволяют проследить различия ценностных шкал молодых людей, принадлежащих к различным возрастным категориям и занимающихся современными единоборствами. Ниже представлена сравнительная таблица потребностей учащейся, студенческой и работающей молодежи, практикующей единоборства по степени их значимости (табл. 0).

 

 

ранг

учащаяся молодежь

(от 13 до 17 лет)

студенческая молодежь

(от 18 до 22 лет)

работающая молодежь

(от 23 до 30 лет)

1

 

в деятельности (2,711)

в общении (2,673)

в общении (2,580)

в деятельности (2,580)

 

2

 

  в содействии окружающим людям (2,551)

в содействии окружающим людям (2,646)

в содействии окружающим людям (2,560)

3

 

  в общении (2,531)

в деятельности (2,612)

в смысле жизни (2,521)

 

4

 

  в любви (2,484)

в любви (2,557)

в любви (2,495)

 

5

  в смысле жизни (2,340)

в смысле жизни (2,500)

в знаниях (2,402)

 

6

 

в доминировании (2,198)

эстетическая потребность (2,436)

в свободе, самостоятельности (2,250)

 

7

 

в свободе, самостоятельности (2,179)

в свободе, самостоятельности (2,236)

эстетическая потребность (2,224)

 

8

 

в комфорте (2,175)

в знаниях (2,226)

в безопасности 2 (2,045)

 

9

 

в безопасности 2 (2,132)

в комфорте (2,161)

в комфорте (2,032)

 

10

 

в престиже, славе (2,000)

в безопасности 2 (2,056)

в романтике (1,841)

11

 

в знаниях (1,978)

в доминировании (2,044)

в безопасности (1,762)

 

12

в опасности, риске (1,925)

в опасности, риске (1,902)

в расточительстве, щедрости (1,724)

 

 

13

эстетическая потребность (1,921)

в престиже, славе (1,867)

в доминировании (1,674)

 

14

 

в приобретении вещей (1,870)

в романтике (1,825)

в престиже, славе (1,614)

 

15

в безопасности (1,706)

в безопасности (1,646)

в опасности, риске (1,516)

 

16

в романтике (1,500)

в приобретении вещей (1,633)

в приобретении вещей (1,493)

 

 

17

эгоистическая потребность (1,307)

в расточительстве, щедрости (1,557)

эгоистическая потребность (1,318)

 

 

18

в превосходстве над окружающими (1,178)

эгоистическая потребность (1,543)

в превосходстве над окружающими 2 (1,294)

 

19

 

в расточительстве, щедрости (0,747)

в превосходстве над окружающими 2 (1,400)

в помощи другим людям (0,916)

 

20

 

в превосходстве над окружающими 2 (0,741)

в превосходстве над окружающими (0,667)

в стабильности, определенности 2 (0,434)

 

 

21

 

в стабильности, определенности 2 (0,585)

в стабильности, определенности 2 (0,329)

в превосходстве над окружающими (-0,246)

 

22

 

в стабильности, определенности (0,193)

в помощи другим людям (0,149)

в стабильности, определенности (-0,550)

 

23

 

в помощи другим людям (0,044)

в стабильности, определенности (-0,622)

конформистская потребность (-0,611)

 

24

в покровителе (-0,674)

конформистская потребность (-0,689)

в покровителе (-0,714)

 

25

 

конформистская потребность (-1,304)

в покровителе (-0,890)

во власти (-2,211)

26

 

в контроле над окружающими (-1,557)

во власти (-2,081)

в контроле над окружающими (-2,353)

27

 

 

во власти (-1,732)

в контроле над окружающими (-2,085)

в отрицательных эмоциях (-2,450)

 

28

 

в отрицательных эмоциях (-2,442)

в отрицательных эмоциях (-2,511)

 

 

Таблица 0. Сравнительная таблица структуры ценностей учащейся, студенческой и работающей молодежи, практикующей современные единоборства.

 

Как показывает таблица 0, у представителей всех возрастных категорий молодежи, практикующих современные единоборства, ведущими в структуре проникающих  ценностных ориентаций являются эмоциональные ценности комплекса «созидание». Однако значимость ряда ценностей различается у разных возрастных категорий молодежи. Так, у представителей учащейся молодежи первое ранговое место принадлежит потребности в деятельности. Эта потребность у представителей студенческой молодежи занимает третье ранговое место, при этом ведущей потребностью является потребность в общении. У представителей работающей молодежи потребности в общении и в деятельности имеют сходные значения индексов и занимают первое ранговое место. Второе ранговое место у представителей всех категорий молодежи занимает потребность в содействии окружающим, связанная с чувством радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих людей. При этом, как видно из таблицы 0, максимальную выраженность данная ценность имеет у представителей студенческой молодежи.

Потребность в смысле жизни занимает третье ранговое место в структуре ценностей представителей работающей молодежи. У представителей других категорий молодежи ценность, соответствующая потребности в смысле жизни занимает  пятое ранговое место. Также особенностью ценностной шкалы представителей работающей молодежи является высокая актуальность потребности в знаниях – она занимает пятое ранговое место. При этом данная потребность у представителей студенческой молодежи занимает восьмое, а у представителей учащейся молодежи – одиннадцатое ранговые места. Эстетическая потребность у представителей студенческой молодежи занимает шестое ранговое место. Несколько менее актуальной данная потребность является для представителей молодежи работающей (седьмое ранговое место) и у представителей учащейся молодежи эта потребность занимает только тринадцатое ранговое место.

Потребности в доминировании, в комфорте, а также в престиже, славе в большей степени определяют выраженность соответствующих ценностей у представителей учащейся молодежи. Обращает на себя внимание, что потребность в доминировании, занимающая шестое ранговое место у представителей учащейся молодежи, занимает одиннадцатое и тринадцатое ранговое месть у представителей студенческой и работающей молодежи соответственно, уступая место таким потребностям, как потребность в комфорте и в безопасности. В свою очередь, потребность в безопасности, связанная с наличием непосредственной угрозы для респондента, в большей степени определяет поведение представителей работающей молодежи, занимая восьмое ранговое место. У представителей учащейся и студенческой молодежи данная потребность занимает девятое и десятое ранговые места соответственно. При этом обращает на себя внимание, что значение индекса для данной потребности выше именно у представителей учащейся молодежи.

Среди представителей работающей молодежи, практикующей современные единоборства, большее число романтиков, чем среди других возрастных категорий молодежи. Об этом говорит распределение соответствующих потребностей и их место в ценностных шкалах молодежи. Так, у представителей работающей молодежи  потребность в романтике занимает десятое ранговое место, а у представителей студенческой и учащейся молодежи четырнадцатое и шестнадцатое ранговые место соответственно. При этом характерно, что у молодых людей в возрасте до 22-х лет потребность в романтике уступает место другой потребности комплекса переживаний «игра» - потребности в опасности, риске – у представителей учащейся и студенческой молодежи данная потребность занимает двенадцатое ранговое место. Напротив, у молодых людей, составляющих подвыборку работающей молодежи, потребность в опасности находится на пятнадцатом ранговом месте, уступая место романтическим потребностям.

Потребность в расточительстве, щедрости в большей степени определяет значимость соответствующей ценности у представителей работающей молодежи – данная потребность занимает двенадцатое ранговое место. В меньшей степени эта потребность актуальна для представителей студенческой молодежи – семнадцатое ранговое место и учащейся молодежи – девятнадцатое ранговое место. Также обращает на себя внимание неодинаковое место потребности в помощи другим людям, проявляющейся в чувстве радости, когда окружающим Вас людям удается сделать что-то лучше, чем Вам, в ценностных шкалах различных возрастных категорий молодежи. Так, если у представителей работающей молодежи данная потребность занимает девятнадцатое ранговое место, то у представителей студенческой и учащейся молодежи – двадцать второе и двадцать третье ранговые места соответственно.

Среди потребностей, имеющих отрицательные значения индексов и практически не определяющих поведение подавляющего большинства респондентов, следует назвать ряд потребностей комплекса «конформизм», а также комплекса «властвование». Так последние ранговые места в ценностных шкалах представителей всех возрастных категорий молодежи, практикующих современные единоборства, занимает потребность в отрицательных эмоциях, а двадцать шестое и двадцать седьмое ранговые места – потребности во власти и в контроле над окружающими.  Конформистская потребность, а также потребность во власти максимальное отрицательное значение имеют для представителей учащейся молодежи.

Обращает на себя внимание, что  величина значений индексов потребностей и соответствующих им эмоциональных ценностей в подвыборке студенческой молодежи в среднем  превышает величины индексов в подвыборках учащейся и работающей молодежи для рангов с первого по двенадцатый. Исключение составляет потребность в деятельности, имеющая в ценностной шкале учащейся молодежи максимальное значение индекса. Это позволяет говорить о том, что доминирующие в структуре проникающих ценностных ориентаций потребности комплекса «созидание», а также ряд потребностей других комплексов  в целом имеют большую выраженность в подвыборке студенческой молодежи.

Таким образом, перед нами три ценностные шкалы представителей различных возрастных категорий молодежи, имеющие сходные и отличительные черты. Среди сходств ценностных ориентаций молодых людей, практикующих современные единоборства, следует отметить устойчивые доминирующие ориентации на эмоциональные ценности комплекса «созидание». Другой сходной чертой является низкая значимость для всех категорий молодых людей эмоциональных ценностей комплекса «конформизм» - потребности, составляющие его основу, имеют крайне низкое или отрицательное значение индекса и некоторых потребностей комплекса «властвование» - в отрицательных эмоциях, во власти и в контроле над окружающими. Отличительными чертами рассматриваемых ценностных шкал является неодинаковая выраженность ряда потребностей, а также различные ранговые места, занимаемыми данными потребностями в иерархии потребностей. Возрастные особенности представителей каждой из представленных категорий молодежи, особенности статусных позиций и ведущей социальной ситуации  социальных взаимодействий обусловливают характерные черты, присущие представителям каждой возрастной категории единоборцев.

Учащаяся молодежь, практикующая современные единоборства, – социальная общность, представляющая собой своего рода «деятельностный тип» личности. Представители данной общности ориентированы на действие, достижение успеха, стремятся к приятным переживаниям, возникающим, когда работа идет хорошо, когда видят, что добиваются успешных результатов. Общение как ценность для них стоит на третьей позиции. Представители рассматриваемой общности ориентированы на самореализацию, стремление доминировать в среде сверстников, в компании. Они стремятся испытывать удовлетворение, гордость, когда могут доказать свое превосходство над соперником, выполнить свое дело лучше других. Отличительной чертой представителей данной социальной группы является высокая актуальность потребности в комфорте, стремление к веселью, беззаботности, хорошему физическому самочувствию, наслаждению вкусной едой, отдыхом, безмятежной жизнью. Большинство рассматриваемых практиков единоборств в той или иной степени стремятся к славе, престижу, стремятся испытывать радость и гордость, когда находятся в центре внимания, когда ими искренне восхищаются.

Студенческая молодежь, практикующая современные единоборства  имеет характерные черты, позволяющие определить ее представителей, как относящихся к «общительному типу» личности. Представители данной общности в большей степени ориентированы на ценность общения, испытывают радость, хорошее настроение, когда общаются с хорошими людьми, когда видят взаимопонимание, дружбу и стремятся к этим переживаниям. Молодежь, составляющая данный тип отличается большей эмоциональностью, на что указывают максимально высокие значения индексов доминирующих эмоциональных ценностей. Представители  указанной социальной общности ориентированы на эстетические переживания, стремятся испытывать своеобразное красивое чувство, возникающее при восприятии природы, музыки, стихов и других произведений искусства.

Работающая молодежь, практикующая современные единоборства, по своим отличительным чертам может быть отнесена к «романтическому типу». Ведущими ценностями для представителей данной социальной группы являются ценности общения, а также деятельности. Они имеют выраженную ориентацию на ценности смысла жизни, ориентированы на переживание чувства удовлетворения, когда видят перед собой большую цель и понимают, что живут не напрасно. Данный тип отличает также высокая актуальность потребности в знаниях. Представители рассматриваемой социальной группы ориентированы на ценность знания, испытывают горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами и т.д. Большинство представителей работающей молодежи ориентированы на ценности свободы, самостоятельности, стремятся испытывать приятное ощущение, когда   полностью свободны, никто и ничто их не ограничивает и можно делать, что хочешь. Они ориентированы также на ценность собственной безопасности, что проявляется в стремлении к  приятному ощущение безопасности, уверенности, когда известно, что никто и ничто Вам не угрожает. Представителей данной социальной общности можно смело отнести к романтикам. Они в большей мере, чем представители других возрастных категорий молодежи ориентированы на переживание романтических чувств, чувства необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке. Большинство представителей работающей молодежи в той или иной мере стремятся испытывать чувство удовлетворения, радость от собственной щедрости, когда можно тратить что-либо, не задумываясь о последствиях.

Таким образом, приведенные данные позволяют составить представление о «социальной окраске» различных категорий молодежи в практике современных единоборств.

 

На главную страницу сайта:  http://sociology77.narod.ru/index.html

 

Сайт управляется системой uCoz